Немецкий фарфор двадцатого века

Фарфоровые столовые и чайные сервизы

 Rosenthal Jugendstil

Rosenthal Модерн
1922г

Сервиз Jugendstil Schonwald

Jugendstil Schonwald
20-е годы

Rosenthal Jugendstil

Rosenthal Jugendstil начало
20 век

Leni ParbusLeni Parbus конец
20-е годы

История немецкого фарфора 20-го века – это красивая сказка с плохим концом. Все начиналось прекрасно и продолжалось довольно долго, до 70-90 годов 20 века. Много выдающихся имен блистало на европейском фарфоровом рынке двадцатого века – Villeroy & Boch, Rosentahl, Winterling, Hutschenreuther, Seltmann, Thomas, Furstenberg , Kahla, Weimar. Это список наиболее крупных немецких фарфоровых производств. А сколько было более мелких, но интересных, со своей индивидуальностью, выпускавших прекрасные столовые и чайные сервизыи и другие высокохудожественные вещи, например Leni Parbus, Alboth&Kaiser Alka, Ilmenau, Karl Schuman, Bareuter, Oscar Schaller и десятки других замечательных фарфоровых мастеров.
Большинство из перечисленных здесь фабрик закрылись в 70-90 годы века. На наш взгляд несколько факторов способствовали такой массовой гибели еще недавно успешных производств.
Первый – это глобализация, и как следствие открытие рынков и приход туда массы более дешевого товара из развивающихся стран, в нашем случае в первую очередь дешевого китайского фарфора.
Второй фактор уже не геополитический, а культурологический. Современный фарфоровый дизайн – это простые формы, набор которых ограничен, чаще всего монохромная расцветка, минимум ручного труда. Для успешного производства современного фарфора необходимо наличие креативного дизайнера и хорошее оборудование, которое может производить неограниченное количество изделий. Уже просто не нужно большого количества фабрик, индивидуальность которых слабо различима.
Наиболее сильно пострадали в этой истории именно западногерманские фарфоровые фирмы. Здесь свою роль сыграл фактор объединения двух Германий. Во-первых западные фарфоровые производители стали испытывать сильное давление с появлением на рынке большого количества фарфора из бывшего ГДР. Кроме того, восточной Германии после объединения оказывалась большая экономическая помощь, которая помогла сохраниться многим фарфоровым восточно-германским фабрикам, а западногерманские должны были выплывать сами в условиях кризиса.
Но вернемся к более оптимистичным временам. В Германии исторически сложилось несколько фарфоровых центров. Наверное 80 процентов фарфорового производства сосредоточилось в двух немецких землях - Тюрингии и Баварии. Остальные 20 распеределяются в основном между Баден-Вюртенбергом, Саксонией и землей Брандербург.
Первая четверть 20 века подарила нам много прекрасных фарфоровых изделий немецкого модерна – Югендстиль Jugendstil . Эскизы дизайна сервизов для многих фабрик выполняли известные художники своего времени. С Rosenthal работали такие звезды как , один из основателей Bauhaus Walter Gropius (Уолтер Гропиус ), Albert Caasmann . Это вообще очень характерная особенность политики немецких фарфоровых производителей, не зависимо от того, крупная это фирма или небольшая фарфоровая мануфактура – привлечение для разработки дизайна посуды известных художников.
Вот хороший пример. Вообщем-то небольшая фарфоровая фабрика в Azberg (сейчас носит название Arzberg Porzellan GmbH и входит в группу Rosenthal, в разное время ее владели H. Scumann, Schonwald и Theodor Lehmann) на протяжении своей истории не раз становилась явным лидером и первороходцем на рынке фарфора.
Первый раз это произошло в 1931 году, когда по эскизам Hermann Gretsch был выпущен сервиз форма 1382. Сейчас нам трудно понять почему дизайн этого сервиза стал таким прорывным. Его простые изящные формы, раскраска без излиществ стали привычными уже для нас, но в то время это было конечо новым словом. Второй раз Arzberg оказался в лидерах, пригласив к сотрудничеству Heinrich Löffelhardt. Это событие пришлось на 50-е годы двадцатого века - период концептуального переворота в дизайне вещей для дома. Сервизы этой фарфоровой фабрики формы 2025 и 2075 внесли свой вклад в эту революцию вкуса.
Конечно не все немецкие фафоровые фирмы непременно и всегда следовали актуальным тенденциям. Скорее это было характерно для Баварии. Фарфор фабрик из Восточных земель чаще тяготел к историзму на протяжении всего 20 века. Многие находили свою нишу и с успехом работали в ней. Например кобальтовые изделия Henneberg Porzellan Ilmenau или изделия в стиле «барокко» Weimar Porzellan, обе фабрики из Тюрингии. Наверное именно эта посуда ассоциируется в России с понятием «немецкий фарфор». Наш вкус, воспитанный на изделиях Porzellankombinat Kahla, не всегда готов принимать строгие классические формы, например сервизов очень популярной в свое время марки Eschenbach (подразделение Gebruder Winterling).
Забавно, что этим пользуются оставшиеся еще на плаву немецкие производители и некоторые, родившиеся буквально пару десятков лет назад фирмочки, которые производят и гонят в Россию «немецкий фарфор», который не имеет ничего общего с актуальными тенденциями в современном фарфоровом производстве и эксплуатируют залежалые формы, и который вообще не появляется на прилавках в самой Германии.
После Второй мировой войны немецкая фарфоровая промышленность довольно быстро восстановилось, поскольку спрос на продукцию был очень высок, вследствие больших потерь предметов быта во многих домашних хозяйствах. После дизайнерской революции 50-60 годов на наш взгляд не было выдающихся прорывов в дизайне фарфоровой посуды. Скорее был некоторый откат в сторону того же историзма и эклектики. Наиболее яркий пример - роскошная «Мадонна» с элементами Fragonard от Kahla из ГДР. Но имелись конечно и интересные решения. Нипример сервизы Rosenthal форма 2000 и Rosita Hutschenreuther .
Конечно нельзя не рассказать про очень любимый и интересный дизайн Zwiebelmunster и indich blau. Сервизы этой расцветки выпускали на протяжении всего 20 века немецкие фарфоровые фабрики, начиная от Мейсена и заканчивая Калой. Эти вещи по-прежнему популярны, поскольку прекрасно вписываются и в дизайн современного дома.
К концу 70-началу 80 годов началось повальное закрытие и слияния, в надежде выжить, фарфоровых фабрик, особенно в Западной Германии.
Вот только небольшой список фарфоровых фабрик и дат их закрытия :

Thomas - 1971, R. Wachter- 1974, Carl Schumann - 1994, Bareuter - 1994, Johan Seltmann - 1995, Gebruder Winterling - 2004, Oscar Schaller - 2004, Leni Parbus - 2005, Heinrich Winterling 2010

В эти же годы происходили слияния и объединения крупных игроков на фарфоровом рынке. Hutschenreuter и Rosenthal объединяются в 2000 году, ( просуществовали они вместе 10 лет и были куплены в 2010 году итальянским объединением Sambonet Paderno) . Gebrüder Winterling покупается Neue Porzellanfabrik Triptis G.m.b.H из Восточной Германии. Последняя история особенно показательна. До войны большая и популярная фарфоровая фирма Gebrüder Winterling A.G. приобрела небольшую фарфоровую мануфактуру из восточной части Германии Triptiser Porzellanfabrik A.G и владела ей до 1949 года. После разделения Германий, естественно она ее потеряла. И через полвека эта бывшая дочка покупает ослабевшего гиганта.
Вот такая история, нам кажется грустная, хотя вполне закономерная конечно. Много чего менялось в культурной истории человечества, и эта история вписывается в общий процесс. А нам, любителям настоящего немецкого фарфора, остается в этих обстоятельствах пользоваться любой возможностью и приобретать, пока это доступно, замечательные изделия фарфоровых мастеров Германии 20 века.

Чайная тройка Mitterteich

Чайная тройка Mitterteich
40-е годы

Чашка Ilmenaue

Чашка кобальт Ilmenau
30-е годы

Сервиз Arzberg

Сервиз форма 1382
Arzberg 30-е годы

Фарфор Zwiebelmuster

Дизайн Zwiebelmuster
20 век

 Сервизы белое с золотом Eschenbach

Сервиз белое с золотом Eschenbach
50-е годы

Сервиз Диана Villeroy&BochVilleroy&Boch сервиз Диана
40-е годы
Сервиз Rosita Hutschenreuter

Hutschenreuter сервиз Розита
70-е годы

 Rosenthal Jugendstil Rosenthal форма 2000
50-е годы
Сервиз Arzberg форма 2075

Сервиз Arzberg форма 2075
50-е годы

Кофейный сервиз Bareuter

Сервиз Bareuter
70-е годы